Тема самообразования
"Нестандартные формы обучения в современной школе"
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение, и др. Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте ФГОС НОО:
- общекультурное развитие;
- личностное развитие;
- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
- формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.
Признаки нестандартного урока:
- Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
- Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
- Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИТ.
- Выполняются творческие задания.
- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
- Планируется урок заранее.
- Определять чётко три дидактические задачи.
Типы нестандартных уроков:
Уроки “погружения”
Уроки-деловые игры
Уроки - пресс-конференции
Уроки-соревнования
Уроки типа КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки-аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки-сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки-формулы
Уроки-конкурсы
Бинарные уроки
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-игры
Уроки-“суды”
Уроки поиска истины
Уроки-лекции “Парадоксы”
Уроки-концерты
Уроки-диалоги
Уроки “Следствие ведут знатоки”
Уроки - ролевые игры
Уроки-конференции
Интегрированные уроки
Уроки - семинары
Уроки – “круговая тренировка”
Межпредметные уроки
Уроки-экскурсии
Уроки-игры “Поле чудес”.
Описание некоторых типов нестандартных уроков
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только усилить интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
СМОТРЕТЬ
"Развитие информационной культуры младших школьников
посредством технологии развития критического мышления в условиях введения ФГОС"
(2016-2020 гг.)
СМОТРЕТЬ
Активные методы обучения (АМО)
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, которые преследуют единую цель - усвоение знаний обучающимися. АМО предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. Эта модель видит общение в системе "обучающийся-учитель", наличие творческих заданий как обязательное. Активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Наиболее эффективными активными методами обучения в начальной школе являются:
1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно - ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др. 10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ АМО
метод "Солнце"
метод "Воздушные шарики"
метод "Все у меня в руках"
метод "Давайте споем"
метод "Дерево ожиданий"
метод "Комплименты"
метод "Картинная галерея"
метод "Кидаем мячик"
метод "Лето - осень"
метод "Любит - не любит"
метод "Поздоровайся локтями"
метод "Последнее слово"
метод "Привет, друг"
метод "Светофор"
метод "Зоопарк"
метод "Какой путь я прошел"
метод "Инфо - угадайка"
метод "Утренняя гимнастика"
Применение АМО в педагогической деятельности
Урок доброты. «Могу ли я назвать себя добрым?»
Урок окружающего мира. Разнообразие животных
Окружающий мир. Открытие новых знаний. Лес и его обитатели
Комментарии
Оставьте комментарий